В книге "Капитализму в России не бывать!", как это видно уже из её заглавия, было показано, что, сколько бы либералы ни насаждали в нашей стране капиталистические принципы и институты, капитализм в ней утвердиться не может. Мечты новой русской буржуазии о восстановлении у нас капиталистического строя беспочвенны. Власть либералов висит на волоске и вот-вот кончится.
В данной работе "От лжекапитализма - к тоталитаризму!" рассматривается самое главное явление мировой истории XX века, оставшееся вне поля зрения мировой общественной науки, - целая эпоха, связанная с образованием корпоративных и тоталитарных государств, по сути, на всех континентах планеты.
По цитировавшемуся выше прогнозу Владимира Пантина, в ближайшие годы произойдёт "укрепление тоталитарных и авторитарных режимов по всему миру (подчёркнуто мною. - М.А.)". Значит, тема моего исследования - корпоративные и тоталитарные (часто называемые авторитарными) государства - важна для истории не только ХХ, но и ХXI века. О том, что Россия идёт к корпоративному государству, говорит и бывший советник президента Путина по экономике Андрей Илларионов ("Московский комсомолец", 29.12.2005). Он уподобил 2004 год 1929-му, когда началась Четвёртая русская революция, и предупреждает, что Путин повёл страну по сталинскому пути.
Проведённый в настоящем исследовании анализ показал, что корпоративным и тоталитарным государствам были присущи некоторые общие черты, хотя и проявлявшиеся в различных странах в разной степени.
Наиболее характерными для корпоративных государств были следующие черты:
В связи с этим необходимо строгое различение понятий фашизм и гитлеровский национал-социализм.
Поэт и публицист Владимир Карпец даёт такое определение первому из этих понятий:
"Фашизм - не расизм и не антисемитизм, а корпоративно-социальный строй с объединённым представительством трудящихся и предпринимателей под руководством огосударствленной партии (собственно, такой строй существовал только в Италии)".
Можно бы добавить, что корпоративные государства вообще сложились только в моноэтнических странах. СССР, как многонациональное полутоталитарное государство, представляло собой уникальное явление мировой истории.
Согласитесь, что толкование, которое даёт фашизму Владимир Карпец, существенно отличается от привычного для нас в советское время:
"Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение), политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных кругов империалистической буржуазии. Фашизм у власти - открыто террористическая диктатура наиболее реакционных сил монополистического капитала. Важнейшие черты фашизма - применение крайних форм насилия против рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, политическая (часто лжесоциалистическая) демагогия с целью создания массовой базы (главным образом за счёт мелкой буржуазии) для фашистских партий и организаций. Фашизм - политика империалистических захватов" ("Советский энциклопедический словарь". М., 1988).
Те, кто хотел бы проверить, насколько данное в словаре определение фашизма соответствует действительности, могут перечитать главу данной работы, посвящённую корпоративному государству в Италии.
Точно так же Владимир Карпец уточняет:
"Тоталитаризм означает единое и целостное мировоззрение..."
Надо было бы только добавить, что тоталитаризм - не только мировоззрение, но и общественный строй, при котором достигается единство всего народа на основе общего мировоззрения и ощущается причастность каждого гражданина к делам своего государства, как и забота этого государства о каждом человеке.
Сравним и это определение с тем, какое давалось в советском энциклопедическом словаре:
"Тоталитаризм (от позднелатинского totalis - весь, целый, полный) - одна из форм авторитарного буржуазного государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. Также направление буржуазной политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм; с 20-х годов 20-го века стал официальной идеологией фашистской Германии и Италии. Вместе с тем понятие тоталитаризм употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры. Начиная с периода холодной войны активно используется антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые клеветнически отождествляются с “тоталитарными” режимами и и противопоставляются “демократическому”, “свободному” обществу”".
Определение советского строя как тоталитарного, которым нужно было бы гордиться, в словаре называется клеветническим - позиция, вполне объяснимая с позиций коммунистов, которые видели в общественном строе и идеологии полутоталитарных государств Европы в первую очередь антикоммунизм.
Корпоративные государства могут существовать долго - в Японии, например, оно сохраняется на протяжении многих веков. Корпоративные государства в Европе существовали десятилетия и пали в результате их поражения в войне или под давлением либеральных кругов в странах Запада. Если корпоративные государства и переходят в ряд "демократических", то всё же следы их социалистического прошлого оказываются несмываемыми. Перейдёт ли корпоративное государство в тоталитарное - это зависит не только от внешних обстоятельств, но и от типа человека данного общества. Но уж возврата от тоталитарного или корпоративного государства к государству капитализма свободной конкуренции в принципе быть не может.
После второй мировой войны либерализм попытался взять реванш и вытеснить корпоративный строй. В эту полосу в конце 80-х годов (при горбачёвщине) попал СССР (затем Россия). Либеральные реформы разрушили Великую Страну и отбросили Россию, как и другие бывшие союзные республики, на три столетия в прошлое.
Но эта полоса заканчивается как на Западе, так и в России.
Западная Европа только другим внушает необходимость следовать либеральным догмам, а сама уже превратилась в корпоративное супергосударство с плановой экономикой при сохранении (в большой степени формальном) частной собственности на средства производства. Если наиболее ярким примером корпоративного государства в довоенный период служила Италия, то сегодня им можно считать Швецию.
США под прикрытием лозунга о необходимости борьбы с международным терроризмом быстро идут к созданию авторитарного или даже тоталитарного государства, которое многие западные исследователи не без основания называют фашистским.
В России происходит почти не замечаемый патриотическими кругами процесс изживания остатков либералистского подхода и возрождения многих сторон советского образа жизни. Вскоре этот процесс примет лавинообразный характер, и эта лавина похоронит под собой последние остатки режима либералов.
А значит, Россия вернётся к своему исконному тоталитарному строю, но предварительно пройдёт через стадию корпоративного государства. Поскольку приватизированные предприятия во многих случаях не раз поменяли своих владельцев, простая их национализация и тем более конфискация может быть сопряжена с отрицательными последствиями. Поэтому возможно их формально оставить в частной собственности, но установить такой порядок, что работать они будут в соответствии с нуждами государства и по его планам.
Очевидно, что для выхода России из смертельного кризиса необходимо становление в ней мобилизационной экономики, а её невозможно построить без использования опыта корпоративных и тоталитарных государств.
И сегодня можно с уверенностью утверждать: Россия ближайшего будущего - это тоталитарная Россия, в которой каждый её гражданин причастен к судьбам государства и в то же время является объектом заботы государства. В противном случае России не будет вообще.
Когда-то замечательный русский мыслитель Владимир Одоевский высказал своё твёрдое убеждение: "XIX век будет принадлежать России!" Он оказался прав лишь частично: в области культуры Россия, безусловно, стала тогда мировым лидером, но в политическом и экономическом отношении при царизме не смогла преодолеть своего полуколониального статуса.
В XX веке СССР стал одним из двух мировых лидеров, завоевав ряд передовых позиций в технике, экономике и в социальной области. Однако в конце столетия, прежде всего, из-за отставания теории, отсутствии идеи, отвечавшей изменившимся условиям в стране и мире, не удержал своих позиций и распался.
Сегодня Россия имеет шанс стать мировым лидером ХXI века. Но будет ли он использован? Что для этого надо сделать? Каким должен быть путь к достижению этой цели? Чего нам для этого недостаёт?
Поэт Виктор Кочетков на последний вопрос ответил образно:
Перевоспитывать наши верхи, особенно их либеральное крыло, видимо, бесполезно, но низы достоинство силы, надеюсь, обретут очень скоро.
Новая, народная, новосоветская власть, которая в ближайшее время установится в России, столкнётся с необходимостью выработки как общей идеологии, так и конкретной программы восстановления разрушенной либеральными "реформами" страны.
Как будет выглядеть, в моём представлении, эта идеология и эта программа конкретных мер, будет показано в третьей книге, которая печатается в журнале "Молодая гвардия".
Мне остаётся сделать несколько последних замечаний.
Каким бы глубоким и всесторонним ни было наше исследование, всегда останется открытым вопрос о границах человеческого познания. Замечательный русский экономист и мыслитель рубежа XIX - XX веков Ю.Г.Жуковский писал:
"Человек - существо не совершенное, а только ещё совершенствующееся, значит, и общество он может создать не совершенное, а подлежащее совершенствованию".
Напомню ещё раз слова другого русского мыслителя того же времени В.В.Розанова: "Миром правят не министры, а Бог". Да, судьбы народов решаются не только на земле. Как говорится, праведник предполагает, а Бог располагает.
То, что наши прогнозы на будущее вовсе не всегда сбываются, а если и сбываются, то подчас гораздо позднее или в ином виде, чем мы предполагали, не должно нас смущать. Вся мировая история может в какой-то мере служить иллюстрацией к известной формуле из комедии Грибоедова "Горе от ума": "Шёл в комнату, попал в другую".
Человек не Бог, и точно знать будущего не может, хотя и должен к этому стремиться. И стремиться не ради удовлетворения своей любознательности, а в силу своего высокого призвания. Человек призван быть соработником Бога в преобразовании этого мира в соответствии с замыслом Господа. А чтобы быть таким соработником Всевышнего, надо Его замысел постигать. Кому и насколько это удастся, зависит от воли Господа, но также и от усердия и устремлённости человека, от крепости веры и степени бескорыстия в поисках истины. Чем бескорыстнее поиски истины, тем больше удастся воплотить наши прогнозы в конкретные дела не в идеальном, а в реальном мире, в мире "падшего" человека.
Идеальное общество и государство, рай на Земле невозможны, всякая современность (как и прошлое, и, наверное, будущее) несовершенна. Каждая революция прошлого казалась преддверием общества счастья, а на деле оказывалась лишь очередным этапом общечеловеческой трагедии. Но людям надо стремиться к тому, чтобы достигнуть максимального приближения к строю правды и справедливости. Будем надеяться, что коллективными усилиями мы этого добьёмся.
ОГЛАВЛЕНИЕ |